В прошлый четверг, когда, как казалось, жара отпустила, хоть и не настолько, чтобы прогулка по вечереющему городу могла показаться заманчивой, мной вновь овладела мания посетить спектакль современного танца давно полюбившегося Театра.
«Арктическое» в названии спектакля исподволь манило, соперничая разве только с любовным пиететом к спектаклям и балетам Театра «Балет Москва». Название постановки Карин Понтьес «ВСЕ ПУТИ ВЕДУТ НА СЕВЕР» завораживало, как водка со льдом.
Это была психическая атака во всех своих яростных проявлениях. Так, захватив за секунду внимание, не отпустило и после спектакля. И всё обсуждение глубины образов и пластичности танцоров свелось к выражению эмоций от просмотра спектакля. Характеры и образы, что были бы они без экспрессивной, болезненной самоотдачи, когда артисты, в буквальном смысле нервически исторгали из себя не образы, а их суть, их эмоции. Импровизируя не с образами, а их чувственностью, которая мастерски перетекала от ребячества к мужественности, теряя её в женственности и содомии, и взорвалась за карточным столом. Откровенно и эмоционально, без пошлости и намёка.
Ах, как мне понравилась эта сцена с распитием водки! Поставленная без капли намёка на национальную самоидентификацию, без ватников и гармошки, что трудно ожидать от «заморского» постановщика в русской Москве. Мужественность переполнила бокалы и выплеснулась в мальчишеские соревнования и браваду.
Импровизация, а тем более импровизация в танце, на мой взгляд, самое красочное выражение мастерства танцора и осмелившегося ей управлять постановщика. Претенциозное создание образа, увлекающее и порой шокирующее. Превращающая кажущийся хаос метаний тел танцовщиков, импровизация рождает уникальный своей откровенностью, калейдоскоп ощущения образа героя.
…Духота, истошный вой рецепторов, скрючивающий нервную систему и провоцирующий суицидальные всплески и порывы сойти с этого поезда, или хотя бы вырвать нос и лёгкие, высунуть их в форточку, чтобы вытеснить липким духом тоннеля метро, дурманящий своей простотой и универсальностью, всеобъемлющий и уничижающий, томный экспрессионизм потовыделений непомнящих о душе, свежем белье и стираной не на днях сорочке. Нервические остановки в перегонах между станциями, дёрганье машиниста, взбалтывающего и так забродившую дурноту. Дополняя картину, мессенджер телефона, вкупе с внутренним голосом, упорно твердил об опоздании. Беспомощно перебираю минуты на переходы и дорогу к билетной кассе театра, куда уж как полчаса планировал заглянуть за оставленными билетами…
Ну всё, это в прошлом. И пробираясь меж коленок в узком ряду театральных кресел, внутренне улыбаюсь. Опять, по счастливой случайности, начало спектакля перенеслось на несколько незначительных минут, позволяющих без уничижительной улыбки опоздавшего гордо водрузиться в кресла, скомкав на коленях взмокший пиджак, и со знатным снобизмом приготовится принять скрижали современного искусства. К сожалению, такие минуты скоротечны. Не дав насладиться везением, они испарись вместе с меркнущим светом и предупредительными словами о невозможности съёмки во время спектакля. «Ага, ЩАЗ!» – говорит мой внутренний голос и отдаёт команду руке переключить телефон в беззвучный режим и понизить до едва различимости яркость экрана. Я готов. Начинайте.
И началось. Началось, непонятное, экспрессивное и завораживающее зрелище. Животная, сдерживаемая пластика, вырывающаяся и выкручивающая танцора, далёкими от традиционной хореографии движениями и образами. В тон спектаклю и эмоции от его просмотра, их много, они яркие. Яркие настолько, что и следующий раз, вне зависимости от настроения и занятости, побегу перескакивая частые ступеньки, чтобы не пропустить ни минуты спектакля.
Со словами благодарности Театру "Балет Москва"
Группы театра в соцсетях: в Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграм и видео-канал на Youtube