Natasha Pamsik (pamsik) wrote in moskva_lublu,
Natasha Pamsik
pamsik
moskva_lublu

Categories:

Что такое Школа театрального блогера? Мнение студента-блогера

Взято у Татьяны prosto_krys
Еще одно прекрасное событие, которое случилось со мной только благодаря карантину, - это обучение в Школе театрального блогера. Это новосибирский проект, и осенью, например, он проходил офлайн. Из-за изоляции границы физические закрылись, а виртуальные распахнулись! И я смогла познакомиться с новосибирскими театралами и обсудить с ними животрепещущие проблемы.
Тема этой сессии - Цифровой театр. Вот какие вопросы поставила перед нами Оксана Ефременко, наш преподаватель, театральный критик, кандидат культурологии, член экспертных советов "Золотая маска" и "Ново-Сибирский транзит":
1. Что такое онлайн-спектакль? 2. На какой платформе вы смотрели спектакль? Что мешало и что, напротив, – было помощью в сравнении с офлайн-театром? 3. Какие идеи, функции, инструменты театра стали более актуальны в онлайн-формате? 4. Как доступ к персональной информации и цифровому портрету каждого может повлиять на развитие драматургии, театра, роль зрителя в театре? 5. Как онлайн-театр может развиваться дальше, чтобы стать самостоятельной нишей театрального проката?

Эта тема была невероятно мне интересна, ибо я с жадностью набросилась на все, что предлагало мне театральное сообщество: записи традиционных спектаклей и онлайн-постановки разного уровня интерактивности. Знаю, что не все приняли новые жанры и формат онлайна, но я была в восторге, я получила столько радости и впечатлений, сколько не получила за 5 лет, наверное. И мне не хватало собеседников, чтобы все это обсудить!




Мы посмотрели три онлайн-спектакля ("Вавилонская прогулка", инстаграм-перформанс CoVibe-19 @covibe19_performance, променад-спектакль "Домой"), и Оксана попросила нас написать рецензии примерно по 500 слов. Для связи и обмена текстами и впечатлениями у нас были групповой чат и группа ВКонтакте. А встречались мы в Zoom, зачитывали свои тексты, обсуждали и спорили и пытались ответить для себя на заданные в начале сессии вопросы. Потом переписывали тексты, учитывая замечания. А еще у нас была встреча с режиссером спектакля "Домой" Михаилом Патласовым. Это виртуальная театрализованная прогулка по Новосибирску, посвященная Янке Дягилевой. Мы поделились с ним первыми впечатлениями, и была даже сформирована инициативная группа, которая будет помогать дорабатывать проект!
За это время я много узнала о новых театральных жанрах, познакомилась с необычными проектами и расширила свой кругозор. Кстати, вот статья нашего куратора Оксаны об онлайн-театре. И другие размышления о цифровых жанрах. И еще.

И если вернуться к рецензиями, которые мы писали, вот мои. Конечно, сразу задумываешься о том, что такое театр и можно ли отнести к театральным эти постановки. Даже если бы нам не задали такой вопрос ))
Все три предложенных для рецензии проекта не являются, на мой взгляд, произведениями театрального искусства. Это нисколько не принижает их ценности, это интересные творческие проекты, имеющие право на существование, но вовсе не театральные.
Это позволило мне задуматься над вопросом, что же такое театр. И что такое онлайн-театр, в частности. Я знакомилась с этими проектами и постепенно, шаг за шагом, формулировала для себя определение. И я начну с последнего: онлайн-спектакль – это театральное действо, полностью придуманное и реализованное для онлайн-зрителей. Но что же такое само театральное действо, спектакль? Каковы неотъемлемые черты театра, театрального проекта? Я попыталась для себя сформулировать.
Театр – это образное осмысление реальности сценическими, или художественными, средствами.
В театре есть актеры (профессиональные или нет), которые играют.
Если говорить об онлайне, то спектакль, на мой взгляд, подразумевает единство кадра, то есть снят он должен быть единомоментно. (Преимущественно – потому что видеоклипы в театре используются давно.)
Эти определения являются спонтанными и будут, конечно, модифицироваться.


Я придерживаюсь достаточно консервативной точки зрения, и пока критерии театральности у меня не сильно изменились. Однако, как я поняла, понятие театра, даже не только цифрового, претерпевает метаморфозы независимо от моего желания. Мы уже столкнулись с разнообразными формами интерактивности: от отдельных приемов взаимодействия со зрителями до иммерсивных спектаклей и постановок, где почти все роли исполняют зрители (Театр живого действия). Интерактивность, партиципаторность (вовлеченность зрителя в действо) стали лейтмотивом цифрового театра. Стирается граница между сценой и зрительным залом, зритель берет на себя креативные функции и сам производит контент. Как бы мы к этому ни относились, процесс вовсю идет.
Я очень благодарна Новосибирску за приглашение!

Итак, помимо упомянутых было МНОГО новых впечатлений.
Самое главное и масштабное - это фестиваль "Точка доступа", который еще идет! Я купила фестивальный пропуск и уже посмотрела три спектакля: "Черновик", CloudMe, "Брак".
Лаборатория виртуального театра, которая проходила в конце апреля. Можно посмотреть и все спектакли, и обсуждение.
Один из первых майских проектов - десктоп-спектакль "Феи" Гоголь-центра
"Тайная вечеря" Дмитрия Крымова - тоже можно спорить, насколько это театр, но это проект театрального режиссера.
"Выбрать троих" Театра Фоменко по пьесе, специально написанной для онлайна. Относительно близко к традиционному театру.
И та же самая пьеса Воронежского камерного театра
"Я не хочу это видеть" - онлайн-спектакль, участвовавший в спонтанной программе "Точки доступа", зрителям предстоит почувствовать себя в роли модераторов контента соцсети. На платформе Импресарио также можно ознакомиться с другими проектами.
Балет Москва представлял свой пластический спектакль "Прощай, старый мир!" Он был доступен всего один день. Вот тут мой отзыв.
"Драма на шоссэ" Александринского театра - самое классическое, наверное, из всего )
"Старушка с улицы Репина" - тоже уже не идет.
"Алло" - телефонный перформанс, или интерактивный аудиоспектакль, где вы будете общаться с собеседником из 60-х годов.
"На расстоянии" - тоже телефонный перформанс, но там надо выбирать себе партнера ))) Все телефонное платное.
"Карлсон навсегда" - инстаграм-спектакль, прикольно )
Скринлайф "Пир во время чумы" Театра Виктюка - да вот, узнала о том, что такое скринлайф, театральный ли это жанр - можно поспорить ))
Скринлайн в инстаграме "Ай да Пушкин" @i.dapushkin - вот мой отзыв.
Скринлайф-сериал Слепакова "Окаянные дни", премьера 11 июня
И вот тут я не очень понимаю, но это Голландский фестиваль, который будет проходить в онлайне, стартует он завтра.

Ох, умаялась ссылки вставлять, может, что-то пропустила, но зато собрала все вместе )))


#яостаюсьдома
Tags: #яостаюсьдома, Актуальное, ЛЮБЛЮ МОСКВУ, Рецензии блогеров, Самоизоляция культурно
Subscribe

Posts from This Сommunity “Самоизоляция культурно” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments